↑ Вернуться > Об авторе

Моя педагогическая философия

ЭССЕ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
«Быть учителем» — что это значит?

 Этим вопросом я задавался когда обучался в педагогической  академии, но когда я пришёл в школу появились тысячи других вопросов. На одни из них я до сих пор ищу ответы, на другие ответы найдены.

Итак, первый вопрос: «Почему я решил связать свою жизнь со школой?»

Наверное, потому что по-другому просто было невозможно. Я – учитель! Это мой Путь! Мой сознательный выбор! Это выбор, сделанный, возможно, в самом раннем детстве.

Определяющая роль в выборе моей будущей профессии принадлежала моей семье и семейной учительской династии.

«Почему я не ушёл?»

На мой взгляд, очень важным является осознанность выбора профессии. И мой выбор осознан. Не секрет, что в наши дни молодые люди при выборе профессии в большей степени руководствуются ее престижностью, высокооплачиваемостью или следуют совету окружающих.

Я думаю, вы согласитесь, что часто молодые педагоги, отработав один год уходят навсегда из профессии. Тому есть ряд причин и вам они известны. Большую роль в том, чтобы педагог остался в школе играет осознание им его необходимости в школе. Учитель нуждается в поддержке как со стороны коллектива, так и со стороны администрации школы, управления по образованию, администрации города, края. И это не только и не столько материальная поддержка, но и помощь в решении жилищных вопросов, методическая поддержка со стороны более опытных коллег, организация работы школы молодого учителя, организация семинаров, мастер классов, в рамках которых молодые педагоги являлись бы не только активными слушателями, но и активными участниками. Немаловажную роль играет возможность участия в конкурсах и грантах. Мне в данном случае повезло, меня окружает много талантливых педагогов, к которым я могу обратиться за советом и поддержкой.

«Почему я не уйду?»

Сейчас имея хоть и небольшой, но все же опыт работы учителем, я в очередной раз убеждаюсь в том, что характерной чертой «истинного» учителя является его преданность и любовь к профессии. На учителя возложена большая ответственность за то, каким наш мир будет завтра. И эта миссия выполнима в том случае, если делаешь это с желанием, будучи  увлечённым своей работой. Учитель – это не «урокодатель», а мастер. Помочь юной личности вырасти, набраться духовных сил и раскрыться – вот истинное предназначение учителя. И не важно, какой предмет он ведет, сколькими годами исчисляется его педагогический стаж.

«Ребенок не  пустой  сосуд,  который  нужно  наполнить, а факел,  который  нужно  зажечь».  Данная цитата  Плутарха  повторяет  два  основных вопроса  педагогики:  чему  учить  и  как  учить?  Первая  часть  этого  высказывания вполне  понятна, но не только знание  является  главной  педагогической целью. Для  меня  гораздо  важнее  не  просто  научить  ребят предметно общаться,  а  научить  их  думать, как полученные знания «связаны  с жизнью», где можно применить развитые на уроке умения. Кроме того, знания, возникающие в результате практической деятельности, усваиваются лучше. Центральным  звеном  педагогики  становится  самостоятельная  работа  учащегося. Только то, что он пропустил через себя,  проработал,  будет  его  настоящим достоянием. Самому важному сложно ОБУЧИТЬ, но можно НАУЧИТЬСЯ. У  учащегося  должен  быть  интерес! Возникает вопрос: а как «зажечь» этот интерес в глазах ребёнка?

Педагогический процесс абсолютно индивидуален и у каждого  истинного педагога свой  подход, свои методы. Но логично  утверждать, что глаза самого педагога должны «гореть».

Вот  и  напрашивается  «скромный»  вывод:  педагогика–  искусство,  а  настоящий педагог– гений.

Каждый день, приходя в школу, я имею возможность встретиться с  учителями-гениями. Их образ динамичен: они всегда в движении, воспринимают всё новое на бесконечных семинарах, курсах повышения квалификации, открытых уроках. Это люди, влюбленные в свою профессию. И я стараюсь им подражать, и учиться, учиться и еще раз учиться.

Отвечая на поставленные вопросы, для себя я вывел алгоритм становления учителем:

  1. Пойти по стопам учительской династии.
  2. Обучая других, учиться самому.
  3. Быть активным.
  4. Не отступать перед трудностями.

Всё в моих руках!

Скачать эссе…
 

2 комментария

  1. Елизавета

    Алексей Анатольевич, как вы миритесь с непреодолимо маленькой зарплатой? Это ведь не справедливо…

    1. admin

      Сложный вопрос. Я не мирюсь с ней, а стараюсь повысить через стимулирующий фонд и увеличение нагрузки. Конечно этого не достаточно, но пока ни чего больше не остаётся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *